В Государственном таможенном комитете Белоруссии выразили мнение, что официальные власти Литвы недостаточно оценивают масштаб экономических последствий от принятого решения о закрытии автомобильных пунктов пропуска на совместной границе. По мнению белорусской стороны, Вильнюс не до конца осознает, что финансовые потери и срыв контрактных обязательств тяжелым бременем лягут на сами литовские транспортные компании и в конечном счете отразятся на экономическом состоянии страны. Данная ситуация, как полагают эксперты, является наглядным примером того, как политические решения напрямую влияют на бизнес и международную торговлю.
Эти опасения находят полное подтверждение в оценках самих литовских перевозчиков. Так, вице-президент Национальной ассоциации автомобильных перевозчиков Литвы Linava Олег Тарасов предоставил неутешительные прогнозы. Он заявил, что логистическая отрасль страны рискует потерять около одного миллиарда евро годового дохода из-за прекращения движения грузового транспорта через границу с Белоруссией. Такой значительный удар по доходности может привести к долгосрочным структурным изменениям на рынке транспортных услуг в регионе.
❞«Литовские власти, видимо, не в полной мере осознают, что финансовые потери и нарушение контрактов перевозчиков негативным образом скажутся на экономическом состоянии своих же предприятий», — предположили в белорусском ведомстве.
Ситуация усугубляется тем, что Белоруссия ввела ответные ограничения, полностью заблокировав движение для литовских грузовиков. В результате этих мер на территории республики оказались задержаны тысячи единиц транспорта.
❞«Со 2 ноября грузовики на литовской регистрации не могут следовать через альтернативные литовскому участки границы. На территории Беларуси находятся почти 5 тысяч единиц литовских тягачей и прицепов, которые смогут покинуть нашу страну после открытия литовцами границы», — говорится в официальном сообщении, опубликованном в Telegram-канале белорусского таможенного комитета.
Там же приводится оценка стоимости этого заблокированного автопарка. По данным ассоциации Linava, общая стоимость грузовых транспортных средств, оставшихся в Белоруссии, достигает 60 миллионов евро. Это означает, что компании не только несут операционные убытки от невыполненных перевозок, но и их основные активы оказались в фактическом плену, неся риски порчи и обесценивания. Олег Тарасов предупредил, что в случае долгосрочного закрытия границы литовские перевозчики будут окончательно вытеснены с рынка, а их место займут конкуренты из соседних стран, таких как Польша и Латвия, которые уже предлагают более выгодные условия и маршруты.
Поводом для начала этого кризиса стало решение литовского правительства приостановить до 30 ноября, с возможностью продления, пропуск автотранспорта через два оставшихся КПП на границе с Белоруссией. Официальным обоснованием стали инциденты с проникновением в литовское воздушное пространство метеозондов, которые, по версии Вильнюса, могли заниматься контрабандой. В ответ на эти односторонние действия премьер-министр Белоруссии подписал постановление об ограничении движения грузовых автомобилей с литовскими номерными знаками, назвав эту меру вынужденной. Таким образом, эскалация ограничительных мер с обеих сторон привела к фактической транспортной блокаде, последствия которой еще предстоит в полной мере оценить экономикам обоих государств.
У новости пока нет комментариев, станьте первыми кто оставит свой комментарий